Платная или бесплатная CRM система
Сегодня на рынке есть как платные, так и бесплатные CRM системы. Сразу вспомнился случай, как один крупный клиент из госсектора, получив наше коммерческое предложение, спросил: «Есть ли у нас что-то бесплатное?». У нас нет, а у него самого есть условно-бесплатный «Excel» или блокнот. Так что если хотите бесплатное и простое, то дальше статью можно не читать. Не может в этом мире хорошая CRM система быть бесплатной. Программисты нигде не работают «за еду». Мы искренне рады за людей, когда они гордо говорят нам: «Мы выбрали другую CRM систему, потому что она бесплатная!»
Получая CRM бесплатно на какой-то период, Вы привязываетесь к вендору CRM, и «слезть с иглы» будет уже не так уж и «бесплатно» для Вас. Например, Вы забили свою клиентскую базу в CRM, завели сделки и уже через месяц превысили количество записей сделок на бесплатном тарифе. У Вас будет всего два варианта: платить вендору за платный тариф или переходить на другую систему (выгружать данные, переобучать персонал и т.д.). Это стоит тоже денег и времени. Хуже ситуация, когда Вы в такой бесплатной CRM подключили свои городские телефонные номера. В этом случае, с уходом на другую CRM систему, Вам придется еще и менять телефонные номера. Одно дело, когда телефон знаете Вы и еще 10 клиентов, а если у Вас тысячи клиентов, телефонный номер напечатан был уже на сотнях визиток, буклетов, баннерах и т.д.
Внедрение CRM или «CRM как у всех»
Если Вы хотите CRM «как у всех», то выбор огромный. Более 20 CRM систем представлено на рынке. Все они имеют стандартные функции CRM: ведение клиентской базы, ведение сделок (воронки продаж) и управление задачами (такс-менеджер). Также никого не удивить интеграциями с телефонией и мессенджерами. У всех этот функционал есть, кто называет себя «CRM». Его можно даже реализовать за 2-3 месяца один программистом. Многие клиенты так и делают, изучив представленные CRM на рынке. Но это путь в никуда. Об этом есть у нас отдельная статья.
Если Вы хотите не просто приобрести CRM систему для «галочки», если Вы хотите, чтобы Ваши сотрудники, приходя на работу, не ругались на CRM, что там что-то вечно тормозит, глючит, не удобно работает, приходится работать в 2-3 программах одновременно, то вам точно необходимо внедрение CRM.
Не все CRM программы можно внедрять и гибко настраивать под задачи клиентов. Таких CRM систем не более 3-5 шт. в России. Остальные недобросовестные вендоры под «внедрением» навязывают клиентам просто «настройку программы»: добавление пользователей, настройка прав доступа, настройка воронки продаж и т.д.
Еще очень важный момент, на который не все клиенты обращают внимание, это способ доработки CRM программы. Идеальный вариант, когда CRM работает на единой платформе, т.е. все доработки происходят в одном месте, в самой CRM программе, а не на сторонних сервисах партнеров. В противном случае за работоспособность вашей CRM системы никто не отвечает. Если что-то пойдет не так в каком-то из сервисов (обычно в момент обновления программ), то может встать работа всей компании. А восстановление работы CRM системы может занять не один день.
Функциональные возможности CRM системы
Каждый месяц на рынке появляется несколько новых CRM систем. Поделимся небольшим секретом, как определить на что способна та или иная CRM систем. В первую очередь заходите в раздел «Настройки». Чем больше там разделов, тем система более гибкая, и может решить широкий круг задач (некоторые задачи у Вас могут появиться через полгода или год). Большим плюсом является наличие в настройках системы разделов «Справочники», «Перечисления» и т.п.
Еще на что стоит обратить внимание при выборе CRM системы – это раздел «Настройка прав доступа». В наиболее простых системах уровень доступа делится всего на два уровня: «Администратор» и «Пользователь». Это явно не достаточно, если у Вас более двух пользователей. В промышленных CRM системах можно настроить доступ «Пользователя» не только к каждому разделу CRM системы (справочнику, документу, элементу меню), но и к каждому полю «Объекта» (например, можно настроить, чтобы менеджер не мог видеть телефон или E-mail контрагента).
И, наконец, вишенка на торте – это раздел «Отчеты». Этот раздел должен быть наиболее интересен руководству компании, в том числе руководителям отделов (продаж, закупки, производства, логистики и т.д.). Если в этом разделе собралось всего 3-5 отчета, то такую CRM можно сразу закрывать. Эффективную работы компании в такой программе наладить не получится. Чем больше отчетов, тем больше ключевых показателей сможет отслеживать руководство и оперативно влиять на ситуацию в компании.