В начале 90-х годов в мире стал популярный термин CRM. В основу CRM подхода лежало два принципа:
- «Знай в лицо своего клиента!»
- Автоматизация способствует росту производительности сотрудников (в том числе продавцов)
Одним из первых, кто начал разрабатывать CRM технологии, был адвокат Моррис Перкин. Она разработал систему, которая помогала ему планировать и отслеживать степень выполнения его задач, встреч. В дальнейшем эта разработка была названа Day-Timer и получила широкое распространение у продавцов во всем мире (Календарь менеджера)
Позже, в 1950 году Арноль Нойштадтер впервые начал продавать картотеку Rolodex предназначенную для записи деловых контактов (Клиентская база)
В 1952 году компания IBM выпустила сортировочные машины для бухгалтерии, которые позволяли осуществлять контроль за транзакциями клиентов. В итоге в конце 60-х годах все данные, связанные с клиентскими транзакциями, хранились уже в электронной системе CRM.
Пэт Салливан в 1985 году впервые написал программу для управления контактами «Act!» для персонального компьютера. Программное обеспечение позволяло менеджерам по продажам оперативно отслеживать развитие отношений с клиентами на настольном компьютере, а не вручную.
Появление на рынке Act! стало первым серьезным прорывом с момента создания Day-Timer, и рядовые сотрудники смогли убедиться в пользе компьютерных технологий в продажах.
Однако отдельные продавцы отказывались воспринимать любые новые технологии, которые подсказывали бы им, как работать с клиентами.
Технологический процесс развивался и в месте с ним развивались CRM технологии. Наиболее важным было открытие Интернета для коммерческой деятельности частных компаний. Всемирная паутина породила электронные магазины и предоставила их владельцам возможность поддерживать более тесные отношения с клиентами.
Еще одним шагом развития CRM стало широкое распространение клиент-серверных технологий для персональных компьютеров, обеспечивающих доступ к данным клиентских транзакций и работа с ними, создание отчетов.
К середине 90-х годов термин CRM приобретает новый смысл. Под термином CRM стали понимать полную автоматизацию процесса продаж, маркетинга и сервисного обслуживания.
В начале XXI века CRM потребности компаний уже не ограничиваются только продажами, маркетингом и обслуживание. На основе маркетингового исследования РосБизнесСофт были выявлены острые потребности бизнеса в автоматизации всех бизнес-процессов, происходящих в компаниях на базе CRM решений. Основные разделы, которые хотели бы видеть руководители в CRM – разделы логистики, планировании ресурсов (ERP), расчет ЗП сотрудников, внутренние процессы по выполнению заказа клиента различными подразделениями компании и т.д. CRM система становиться своеобразным флагманом по созданию и развития Комплексной системы автоматизации бизнеса (КИС). При этом система должна обязательно строиться на web – платформе, позволяющей работать в режиме Online из любой точки мира.